Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования первого урока в 2021/2022 учебном году

17.08.2021

С-Днем-знаний-Школьная-картинка-с-доской-копия.83eb0efa

Методические рекомендации

по проведению в учреждениях общего среднего образования первого урока в 2021/2022 учебном году

                                                          

                                                            Пад гукамі Гімна

                                                            Я моўчкі клянуся

                                                           Сапраўдным быць сынам

                                                           Маёй Беларусі.

                                                                             (М. Пазнякоў)

 

Первый урок, который пройдет 1 сентября 2021 года в учреждениях

общего среднего образования, рекомендуется провести по теме «Единство белорусского народа ‑ основа независимой страны», посвященной Году народного единства. Это обусловлено важностью темы единства белорусского народа и значением изучаемого материала для достижения целей гражданского и патриотического воспитания.

Цель первого урока ‑ создание условий для осознания учащимися своей принадлежности к белорусскому народу, формирование ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества, воспитание уважения к истории и традициям Республики Беларусь.

Первый урок нового учебного года должен максимально раскрыть сплочённость, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства.

Идейной основой урока являются нравственные ценности белорусов, любовь к Отечеству, сопричастность к истории своей страны, единство белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости, связь поколений, сохранение и популяризация традиций, наследия и исторической памяти белорусского народа.

На подготовительном этапе к первому уроку можно провести экскурсии, организовать виртуальное путешествие. В учреждениях образования рекомендуется организовать выставки, оформить временные экспозиции, посвященные тематике первого урока.

При отборе содержания для проведения основного этапа первого урока необходимо обратить внимание на исторические события и национальные традиции, в которых проявляются такие качества характера белорусского народа, как сплочённость, солидарность и взаимопонимание.

Значимым событием, которое должно найти отражение в содержании первого урока, является 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Рекомендуется на первом уроке осветить роль белорусского народа в Великой Победе, привести примеры мужества и героизма белорусов, сплочения народа в борьбе с общим врагом, подчеркнуть важность сохранения исторической памяти.

Следует обратить внимание учащихся на то, что указом Главы государства № 206 от 07.06.2021 в Республике Беларусь учрежден государственный праздник – День народного единства, который отмечается 17 сентября. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, разделенной в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

Важным аспектом в содержании урока является акцент на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности. В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя региональный материал.

В содержании первого урока могут быть отражены основные направления и достижения миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.

При проведении первого урока необходимо опираться на имеющиеся у учащихся знания, приобретенные на уроках истории Беларуси, белорусской литературы, географии; в ходе экскурсий, при реализации образовательных проектов.

При проведении урока можно использовать такие формы работы, как  дискуссия, диалоговая площадка, молодежный брифинг, круглый стол, интервью, репортаж, викторина, брейн-ринг, живая газета «Беларусь сегодня», информ-дайджест «Беларусь на карте мира», устный журнал «Народное единство» и др.

Важно, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы дополняли друг друга. При этом наиболее целесообразным будет выбор преимущественно диалоговых форм взаимодействия.

При проведении первого урока целесообразно использовать воспитательные возможности музеев учреждений образования. Эффективной формой работы является взаимопосещение музеев учреждений образования, проведение виртуальных экскурсий. Педагогам рекомендуется предоставить возможность учащимся X–XI классов проявить инициативу и самостоятельность, оказать поддержку в организации и проведении первого урока для учащихся I и II ступени общего среднего образования. Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором должна присутствовать государственная символика, и могут быть представлены следующие элементы: карта Республики Беларусь, иллюстрации и фотографии исторических мест, событий и известных белорусских исторических деятелей и современников, творческие работы учащихся патриотического характера, выставка книг о Беларуси и др.

 

Материалы о мероприятиях, посвященных Году народного единства, можно найти на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/homepage/god-narodnaga-adzinstva.html).

Также при подготовке первого урока педагог может использовать материалы следующих пособий:

Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку : вучэбны дапаможнік для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання (з электронным дадаткам) / Складальнікі : Н.Г. Ваніна, Л.Ф. Кузняцова, В.І. Цірынава. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2021.

Гордость за Беларусь : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко ; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020. (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf)

Гордость за Беларусь : учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-plakaty.pdf)

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : пособие для учреждений общ. сред. образования c бел. и рус. языками обучения / А. А. Коваленя [и др.] ; под ред. А.А. Ковалени. – Минск : Изд. центр БГУ, 2020. (https://adu.by/images/2020/11/VOV-sovet-naroda-Kovalenya.pdf)

В качестве информационной основы урока также можно использовать:

видеоматериалы «Беларусь помнит», подготовленные Белтелерадиокомпанией (https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumentalnye/belarus-pomnit/aleksandra-andreevna-malyshko);

материалы проекта Белорусского телеграфного агентства «Традиции суверенной Беларуси» (http://tradicii.belta.by).

Приведенные методические материалы по проведению первого урока имеют рекомендательный характер и призваны помочь педагогам в их творческом поиске. В целом содержание первого урока, форма его проведения для каждого класса определяются индивидуально и зависят, в том числе, от особенностей региона, традиций учреждения образования; технической обеспеченности образовательного процесса.

Итогом совместной работы на первом уроке должно стать осознание учащимся связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее Родины.

 

Примерный план-конспект первого урока 2021/2022 учебного года 

для I ступени общего среднего образования 

«Единство белорусского народа  основа независимой страны» 

 

Целевая установка урока: 2021 год объявлен в Республике Беларусь Годом народного единства. Первый урок нового учебного года (1 сентября 2021 года) должен максимально раскрыть сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства, чтобы всегда оставаться нацией и быть частью единства с другими. 

Основные этапы урока 

  1. Вводный этап

Начать урок можно стихотворением Э. Огнецвет. 

 

Краiна славы партызанскай, 

Краіна міру i даброт! 

Ты – наша гордасць, 

Наша казка, 

Як сонца, шчодры твой народ. 

(Э. Агняцвет) 

Восприятие стихотворения предваряется беседой о родстве слов род, народ, Родина. После слушания стихотворения учащиеся высказываются о том, что для них Родина, в чем выражается отношение к ней. 

  1. Основной этап

На основном этапе урока организуется работа по осмыслению учащимися понятий «народное единство», «национальная гордость» и «национальное достоинство (на белорусском языке часто употребляется як «годнасць»)», «малая родина». Учащиеся получают задание ответить на вопрос «Чего ждет от нас наша Родина?» 

 

«Родители, родня, род, родовод 

В судьбе у каждого присутствуют незримо. 

Все жители страны, любимый наш народ, 

Живем в пространстве мы едином неделимо! 

 

Мы все у нашей родины-земли 

Осознанное материнство, 

Все, как один, желанны мы! 

И ждет, как мать она, от нас единства. 

 

Единства взглядов, помыслов и дел 

На созиданье, благородных, без бесчинства. 

Для будущих детей страны наш долг, удел 

Примером быть народного единства. 

 

Пусть каждый сможет в жизни испытать 

Отцовства счастье, счастье материнства! 

И по наследству своим внукам передать 

Бесценный дар – народное единство» 

 

(http://mintrud.gov.by/by/god_nar_wdinstva) 

 

Работа над осмыслением понятия народное единство начинается с эвристической беседы: 

– Кто живет в Беларуси? Мы – это кто? 

– НАРОД – жители страны. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур, но они составляют одну семью людей – народ Беларуси. 

Далее вводится понятие народное единствоПод руководством учителя дети выясняют значение слова «единство» – цельность, нераздельность, сплоченность. Следующий шаг – расширение понятия – поиск значения слов «народное единство». Завершается эвристическая беседа мозговым штурмом «Что объединяет белорусский народ?»: 

общность взглядов, интересов (коллаж «Мы – белорусы, мирные люди!»); 

территория, на которой проживают, которую называют Родиной (де-монстрация учебной настенной карты «Республика Беларусь. Политико-административная карта»); 

главный город – столица, где находится Президент и правительство страны (демонстрация иллюстраций с видами Минска); 

два государственных языка: белорусский и русский (в качестве примера можно привести два национальных букваря: для школ с русским и школ с белорусским языком обучения); 

символы страны – герб, флаг, гимн (демонстрация). Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история Беларуси. Гимн – торжественная песня. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. 

Учащимся предлагается статистическая информация о том, что в Республике Беларусь по данным переписи 2019 года проживает 9.413.446 человек, на территории Беларуси проживают люди 29 национальностей. Но все они составляют единую общность – белорусский народ. Каждый соблюдает законы своей страны, уважает ее символы. 

С использованием учебного пособия «Беларусь – наша РадзімаПадарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» проводится викторина «Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь»: 

Што зяўляецца галоўнымі дзяржаўнымі сімваламі Рэспублікі Беларусь? 

Што ўяўляе сабой Дзяржаўны герб Рэспублікі Беларусь? 

Чаму ў вянок герба ўплецены канюшына і лен? 

Што абазначае пяціканцовая зорка? 

Скажыце, у якіх выпадках выконваецца Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь? 

Успомніце, якімі радкамі пачынаецца Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь? 

Што абазначаюць тры колеры на Дзяржаўным сцягу Рэспублікі Беларусь? Што азначае арнамент? 

Далее учащимся сообщается, что основным законом нашей страны является Конституция. Она определяет, как строится и функционирует государство. В Конституции Республики Беларусь 8 разделов, 9 глав и 146 статей. Наиболее часто в Конституции повторяются слова: гражданин, закон, совет, право, Президент (эти слова могут быть составлены учащимися из букв). Учитель в доступной форме поясняет учащимся значение этих слов. Что значит, быть гражданином своей страны? Ответ на этот вопрос учащиеся находят в ходе дискуссии. 

Для проведения физкультминутки используются динамичные песни патриотического содержания. 

Далее учащимся можно предложить конкурс-викторину. Примеры вопросов для конкурса-викторины: 

назовите столицу Республики Беларусь; 

с какими странами граничит наша страна? (Литва, Латвия, Польша, Украина, Россия); 

какое озеро называют «Белорусским морем»? (озеро Нарочь); 

назовите самую длинную реку в Беларуси (Днепр); 

перечислите цвета Государственного флага Республики Беларусь (красный, зеленый, белый); 

каких белорусских поэтов и писателей вы знаете? (Якуб Колас, Янка Купала, Максим Богданович). 

Далее в основной части урока акцентируется внимание на понятиях национальная гордость и национальное достоинство. 

Национальная гордость является воплощением патриотических чувств любви к своей Родине и народу, осознания принадлежности к белорусскому народу. Национальное достоинство включает в себя гордость за свой народ, любовь к его культуре и традициям, уважение к государственной символике. 

На уроке необходимо привести примеры земляков, которые являются воплощением национального достоинства – людей разного возраста, профессий, занятий, которые в единстве идей, взглядов, сотрудничестве обеспечивают каждый на своем месте процветание, развитие Беларуси (хлеборобы, строители, учителя, врачи, шахтеры, спортсмены и др.). 

Учитель предлагает прочитать слова, которые характеризуют нашу страну и раскрыть их значение. Учащиеся по очереди достают из «волшебной коробочки» карточки, читают написанные на них слова и объясняют их. Примеры слов: 

СИНЕОКАЯ (у нас много красивых рек, озер, в полях цветут синие васильки); 

ЗЕЛЕНАЯ (много лесов, лугов и полей); 

ЛУЧШАЯ (это наша Родина, страна, в которой мы живем); 

ДРУЖЕЛЮБНАЯ (белорусы – дружелюбный и гостеприимный народ); 

БЕЛАЯ (цвет добра и чистоты; издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки); 

КРАСИВАЯ (у нас красивые города, деревни, улицы, площади); 

ТРУДОЛЮБИВАЯ (в Беларуси живут люди, которые много трудятся и славятся результатами своего труда); 

ЧУДЕСНАЯ (у нас много интересных и удивительных мест); 

МАСТЕРОВАЯ (в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют и др.); 

ЩЕДРАЯ (белорусская земля очень щедра, она дарит богатый урожай зерна, овощей и фруктов, ягод и грибов); 

ТОЛЕРАНТНАЯ (в Беларуси живут добрые люди, они уважают других людей, считаются с их мнением, у них много друзей); 

ПАРТИЗАНСКАЯ (в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину); 

ГЕРОИЧЕСКАЯ (среди белорусов много героев, совершивших подвиги в военное и мирное время). 

Завершается основная часть урока рассмотрением понятия «малая родина». 

Учителю необходимо обратить внимание на достопримечательности своей малой родины, отметить важность бережного отношения к ее историческому, культурному и природному наследию. Можно предложить учащимся поучаствовать в школьной фотовыставке ко Дню народного единства, экологической акции по высадке деревьев, приуроченной к Году народного единства, подготовить сообщение о героических поступках своих земляков и др. 

Необходимо обратить внимание на земляков, которые в наши дни прославляют малую родину своим трудом, достижениями в спорте и иных видах деятельности, тем самым, обеспечивая процветание Беларуси. 

  1. Заключительный этап

Заключительный этап урока проходит под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». 

В ходе обмена мнениями по вопросу «Что я могу сделать для своей Родины, для людей Беларуси сейчас и когда стану взрослым?» учащиеся высказываются о том, как они могут проявить свое доброе отношение к Родине, своим близким, соседям, друзьям. Резюмируя высказанные мнения, учитель выдвигает тезис о том, что «Наше единство – в стремлении к знаниям». Только в единстве сила народа. 

На данном этапе урока для систематизации полученных знаний и представлений можно предложить учащимся выполнить следующие задания. 

  1. На листах бумаги обвести свою ладонь, написать на полученном изображении пожелание своей стране. Потом учащиеся вырезают изображение ладони с пожеланиями и украшают ими карту Республики Беларусь.
  2. Высказать свою точку зрения:

– Я сегодня узнал, что… 

– Я подумал о… 

– Я стал более уверен в том, что… 

– Я понял, что… 

– Моя Родина – это…   – Я благодарен(а) своей стране за то, что…    

Представьте, что мы с вами одна большая семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье доброта, а вам? (тепло, забота, любовь, уважение, понимание...) 

Вот мы и построили дом, в котором царит любовь и тепло. Соберите в ладошки свое тепло. Пусть его будет очень много. Почувствуйте это тепло. 

Поделитесь своим теплом друг с другом. 

Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в Беларуси, своим друзьям? 

Можно обсудить будущее участие в следующих мероприятиях: республиканской выставке-конкурсе детского творчества «Салют Победы!», республиканской культурно-творческой акции «Послание ветерану» и др. 

 

Примерный план-конспект первого урока 2021/2022 учебного года для II ступени общего среднего образования 

«Сила страны в единстве народа» 

Целевая установка урока: 2021 год объявлен в Республике Беларусь Годом народного единства. Первый урок нового учебного года (1 сентября 2021 года) должен способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма; осознанию своей принадлежности к белорусскому народусплоченному историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства; воспитанию ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества. 

Основные этапы урока 

  1. Вводный этап

Вступительное слово учителя. 

В первый рабочий день 2021 года Глава нашего государства подписал указ № 1, согласно которому 2021 год в Республике Беларусь объявлен Годом народного единства. 

Основная идея Года народного единства состоит в том, чтобы объединить людей во имя развития своей страны. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей  талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться. 

«Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность – клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства, – сказал Президент. – Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы – умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим «людзьмі звацца», мы это сделаем!». 

Вопросы для обсуждения: 

  • Как можно объяснить понятия «национальное самосознание», «национальное единство», «народное единство»?
  • Как вы думаете, когда возникает и в чем проявляется единство народа любой страны?
  1. Основной этап

Учащимся предлагается обсудить понятие «народное единство» вследующем ключе: «Мы гордимся нашей историей, нашими достижениями и это нас объединяет». На данном этапе урока можно рассмотреть трисодержательных блока: 

Блок 1, посвященный Великой Отечественной войне. 

Блок 2, посвященный новому празднику – Дню народного единства. 

Блок 3, посвященный достижениям суверенной Беларуси. 

Педагог вправе самостоятельно выбрать формы организации работы с учащимися на каждом этапе урока. Можно организовать беседу, «открытый микрофон», диалоговую площадку, презентацию, предложить учащимся заранее подготовить информационные сообщения, мультимедийные фотоальбомы по теме каждого блока; организовать работу в группах по подготовке кратких выступлений, коллажей, синквейнов. 

В рамках Блока 1 можно организовать просмотр видеозаписи выступления Президента Республики Беларусь в Брестской крепости 22 июня 2021 года (https://www.youtube.com/watch?v=35dVBm55wFA); просмотр киноплакатов, подготовленных учащимися из разных регионов республики по итогам киномарафона «Смотри и помни» (https://adu.by/ Актуальные практики и технологии воспитания / Республиканский культурно-патриотический марафон «Смотри и помни», посвященный 80-летию начала Великой Отечественной войны). Можно также использовать видеоматериалы «Обелиски великого подвига» (https://www.sb.by/video/obeliski-velikogo-podviga). 

В рамках Блока 3 можно использовать материалы проекта Белорусского телеграфного агентства «Традиции суверенной Беларуси» (http://tradicii.belta.by). 

К моменту проведения первого урока будут известны результаты участия белорусской команды в Олимпийских играх в Токио, достижения наших спортсменов также можно озвучить. 

Примерное содержание Блока 1 

В нашей истории немало примеров самоотверженности, милосердия, тяжелейших испытаний и грандиозных побед. Ярчайшим примером сплочения белорусского народа является героическая борьба с общим врагом в годы Великой Отечественной войны.  

Война началась на белорусской земле 22 июня 1941 года. На страну обрушился удар невиданной силы. В первые дни войны вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города. Первыми врага встретили пограничники, но ни одна из застав не сдалась врагу и не оставила свой участок без приказа. Стойко держались защитники Брестской крепости, Минска, Могилева. Сопротивление, оказанное врагу в боях на территории Беларуси, позволило сорвать немецкие планы стремительного наступления на Москву. 

Однако, несмотря на проявленные мужество и героизм защитников, территория Беларуси к началу сентября 1941 года была оккупирована немцами. После начала оккупации в Беларуси развернулось невиданное по своей массовости и упорству сопротивление врагу. Главной формой всенародной борьбы стало партизанское движение, в котором за годы Великой Отечественной участвовали более 374 тыс. партизан, свыше 70 тыс. человек насчитывало антифашистское подполье. В партизанских отрядах вместе с белорусами сражались представители разных народов Советского Союза и антифашисты из европейских стран. 

Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате войны наций. Беларусь в войне утратила более половины своего национального богатства. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Огромны были людские потери. По данным современных исследователей, за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более миллионов жителей Беларуси. 

Вклад белорусского народа в Великую Победу, в дело разгрома фашизма получил признание во всем мире. Международная конференция, созванная 27 апреля 1945 года в Сан-Франциско для образования ООН, приняла решение о включении БССР в число стран-учредителей этой международной организации. 

В Беларуси память о Великой Отечественной войне сохраняется на протяжении всех послевоенных лет. За проявленный массовый героизм и мужество в борьбе против агрессоров столице Беларуси городу Минску в числе 12 городов бывшего Советского Союза было присвоено почетное звание города-героя. Звание крепости-героя получила Брестская крепость. Ожертвах войны и подвиге народа свидетельствуют многочисленные обелиски, памятники, мемориальные комплексы, Курганы Славы. В Беларуси их почти 6 тысяч. Важным научным и культурным учреждением является Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. 

В Год народного единства белорусская молодежь инициировала наведение порядка на мемориалах, посвященных сожженным в годы Великой Отечественной войны деревням. В рамках патриотического проекта «Сестры Хатыни» активисты БРСМ благоустроили более 120 объектов. Волонтеры привели в порядок территорию сожженных в годы войны деревень Коренево (Бешенковичский район), Лабецкие (Браславский район), мемориального комплекса сожженным деревням в деревне Асташево (Лиозненский район), памятника сожженным деревням в Пружанах, памятника жителям сожженной деревни Ворони (Столинский район), братскую могилу погибшим землякам деревень Трахимовичи, Городки, Большая Воля, Дубровка (Дятловский район), мемориальный комплекс «Место сожженной деревни Любча» (Новогрудский район) и др. 

Вопросы для обсуждения: 

  • Как вы думаете, почему именно Великая Отечественная война стала ярким примером объединения народа? В чем оно проявлялось?
  • Какие черты характера проявляет белорусский народ в сложных обстоятельствах?
  • Почему, по вашему мнению, важно хранить память о прошлом?
  • В каких мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войны,вы участвовали? 

Примерное содержание Блока 2 

7 июня 2021 г. указом Главы государства № 206 от 07.06.2021 в Республике Беларусь учрежден государственный праздник – День народного единства, который будет отмечаться 17 сентября. Выбор этой даты имеет историческое основание. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. 

Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций. 

Вопросы для обсуждения: 

  • Почему возникла необходимость в таком государственном празднике – День народного единства?
  • Как вы думаете,почему исторической основой учреждения этого праздника стали события 1939 года? 
  • Какие еще даты или события из истории Беларуси могут олицетворятьединение белорусского народа? Аргументируйте свое мнение. 
  • Предложите свой вариант мероприятия, которое можно организовать и провести в День народного единства. 

Примерное содержание Блока 3 

За годы независимости нашей страной пройден огромный путь развития, результаты этого процесса может ощутить каждый житель нашей страны. Наша общая Родина – красивая, мирная, независимая и процветающая Беларусь. За годы независимости облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились в разы. Это не только внешний вид, но и создание комфортных условий для жизни белорусов вне зависимости, в городской либо сельской местности они проживают. 

Вопросы для обсуждения: 

  • Каких успехов за годы независимости Республики Беларусь достиг ваш населенный пункт, регион? Что вы считаете наиболее важным?Что, по вашему мнению, этому способствовало? 
  • Как вы думаете, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого?
  • Каким может быть ваш вклад в укрепление единства народа?

В рамках данного блока учащимся VIIIIX классов можно анонсировать мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» в2021/2022учебном году. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в новом учебном году – рассказать о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня». 

  1. 3. Заключительный этап.

В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Люди посвоей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и все обладают правом сохранять свою индивидуальность, жить в мире. Современная Республика Беларусь уверенно идет собственным путем развития. И сегодня у нас есть главное – мирная, стабильная, красивая и независимая страна. Есть история, которой мы гордимся, богатое культурное, духовное наследие, традиции. Одна из задач юных граждан нашей страны  беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать и изучать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа. Поклоняться памяти и наследию прославленных белорусов, учиться на ярких биографиях наших современников. Гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие и процветание. Залогом успешного развития нашей страны является единство народа. Люди, события и традиции  все, что нас объединяет. 

Учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: 

  • Почему Год народного единства так важен для Беларуси?

На данном этапе урока для систематизации полученных знаний и представлений учащимся можно предложить следующие задания: 

для учащихся V-VII классов – создать коллаж на тему «То, что нас объединяет»; 

для учащихся VIII-IX классов – с помощью сервисов Веб 2.0 создать облако слов на тему «Народное единство». 

Можно обсудить участие в следующих мероприятиях: республиканской народно-патриотической акция «Мы – вместе!» поддевизом «Мы – объединяем!», создании школьной медиастудии, диалоговых площадок, которые помогут учащимся проявить себя, реализовать свой потенциал, свободно общаться и обмениваться идеями и опытом. 

В целях установления социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен трагических событий Великой Отечественной войны в рамках данного этапа также можно обсудить участие в поисково-исследовательской деятельности по теме «Великая Отечественная война всудьбе моих земляков», которая предполагает работу с документами архивов, фиксирование воспоминаний очевидцев тех страшных событий, выявление и документирование новых фактов преступлений нацистских карателей против мирного населения, установление мест казней и захоронений жертв белорусского холокоста и т.д.).