Профилактика суицидального поведения подростков

ПОМНИТЕ: МЫ С ВАМИ!

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-270-24-01 (городской)

8-029-899-04-01 (МТС) с возможностью      обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.

звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

Вы потеряли

близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

В отношении Вас совершено насилие?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье

или на работе?

Вам трудно общаться

с близким человеком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

 Некому рассказать о своих переживаниях?

 

 

        Пониманиесочувствие и поддержка - совсем рядом!

Помощь оказывается бесплатно и анонимно,

без ограничений по возрасту, полу, национальности,

месту жительства, состоянию здоровья,

круглосуточно, без выходных.

ПОМНИТЕ: МЫ С ВАМИ!

Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

свернуть

Телефон доверия

Вы всегда можете получить квалифицированную помощь по телефонам:

Круглосуточная прямая линия Министерства внутренних дел по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей

8-017 239-40-01

 Республиканская детская телефонная линия помощи

8-801-100-16-11

 Экстренная психологическая помощь

УЗ «Минский областной клинический центр»

Психиатрия-наркология

8-017-270-24-01 (городская)

8-029-899-04-01 (МТС)

 ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

«телефон доверия»

2-43-54

Время работы

Понедельник – среда

с 10:00 – 13:00

ЕСЛИ ТЕБЕ СЛОЖНО – ПРОСТО ПОЗВОНИ!

свернуть

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

В жизни каждого бывают ситуации, когда не знаешь к кому обращаться, как найти выход из трудного положения, рассказать родителям – страшно, учителю – стыдно, друзьям – невозможно...

Если тебе нужна помощь и поддержка – мы ждём ТЕБЯ!

Мы помогаем юношам и девушкам

             с 14 до 24 лет:

          В Центре работают:

 

индивидуально

конфиденциально

анонимно (по желанию)

бесплатно

психолог

врач нарколог

врач акушер - гинеколог

врач дерматовенеролог

врач уролог

 

       

Мы оказываем информационно-консультативную, психологическую и медицинскую помощь подросткам и молодежи, а также сопричастным лицам (родители, педагоги) по вопросам:

 

  • трудности коммуникации в семье, со взрослыми, со сверстниками;
  • кризисные состояния;
  • внутренние негативные переживания,
  • расстройства эмоциональной сферы;
  • разрешения личностных психологических проблем;
  • выбор профессии;
  • определение диагностических критериев зависимости при злоупотреблении алкоголем, наркотическими веществами, токсикомании, другими ПАВ;
  • определение состояния здоровья репродуктивной системы девушек и юношей;
  • предохранения от беременности и ИППП, контрацепции;
  • интимной гигиены;
  • диагностики и сопровождение беременности;
  • полового созревания и сексуальной грамотности;
  • поведения, рискованное для здоровья;
  • кожных заболеваний, выпадения волос, поражения ногтей.

Адрес Центра: г. Вилейка,

ул. Маркова, 27, (поликлиника),

 5 этаж, 501 каб.

График работы:

понедельник – пятница

с 08.30 до 18.50

Прием ведется по предварительной записи:

по телефону 5-64-51 или через direct в Инстаграм                 @center_perezagruzka

Наш сайт: vilcrb.by/deti-i-podrostki

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

оказывает услуги по вопросам информационно-консультативной, психологической и медицинской помощи подросткам и молодежи с 14 до 24 лет, а также сопричастным лицам (родители, педагоги) в сфере психологического и репродуктивного здоровья, формирования ЗОЖ

 

Прием ведут специалисты:

  

  • ПСИХОЛОГ

 - оказание психологической помощи по вопросам: трудности коммуникации в семье, со взрослыми, со сверстниками; кризисные состояния (утрата (горе), антивинальные   переживания, насилие, стихийные бедствия); внутренние негативные переживания; расстройства эмоциональной сферы; выбор профессии; разрешения личностных психологических проблем; поведения, рискованное для здоровья.

  • ВРАЧ НАРКОЛОГ                                                      

-оказание квалифицированной медицинской помощи по вопросам: определение диагностических критериев зависимости при злоупотреблении алкоголем, наркотическими веществами, токсикомании, другими ПАВ; поведения, рискованное для здоровья (употребления продуктов никотина, алкоголя, наркотиков, других ПАВ).

  • ВРАЧ АКУШЕР- ГИНЕКОЛОГ                                            

оказание квалифицированной медицинской помощи по вопросам: определение состояния здоровья репродуктивной системы девушки; предохранения от беременности, контрацепции; предохранения от ИППП; интимной гигиены; диагностики и сопровождение беременности; полового созревания и сексуальной грамотности; поведения, рискованное для здоровья (рискованное сексуальное поведение).

  • ВРАЧ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГ                                              

оказание квалифицированной медицинской помощи по вопросам: кожных заболеваний, выпадения волос, поражения ногтей; инфекций, передаваемых половым путем; предохранения от ИППП, контрацепция; интимной гигиене.

  • ВРАЧ УРОЛОГ                                                                         

оказание квалифицированной медицинской помощи по вопросам: определение состояния здоровья репродуктивной системы юношей; предохранения от ИППП, контрацепции; интимной гигиены; полового созревания и сексуальной грамотности; поведения, рискованное для здоровья (рискованное сексуальное поведение).

Адрес Центра: г. Вилейка,

ул. Маркова, 27, (поликлиника),

 5 этаж, 501 каб.

График работы:

понедельник – пятница

с 08.30 до 18.50

Прием ведется по предварительной записи:

по телефону 5-64-51 или через direct в Инстаграм @center_perezagruzka  

Наш сайт: vilcrb.by/deti-i-podrostki

 

Мы помогаем юношам и девушкам:

индивидуально, конфиденциально, анонимно (по желанию), бесплатно

свернуть

Профилактика суицидального поведения

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов 

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

 Буклет "Детскому суициду НЕТ!" (в формате.docx 830 Кб)

 Буклет "Берега жизни" (в формате.doc 733 Кб)

 БУКЛЕТ "Как уберечь ребенка от рокового шага?" (в формате.docx 89,9 Кб)


помощь

свернуть

Как уберечь ребенка от рокового шага?

Памятка для педагогов

Памятка для родителей «Профилактика суицидов»

 

 

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Памятка родителям по профилактике суицида

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

свернуть

Кто же может оказать помощь?

 

Кто же может оказать помощь?

Республиканский центр психологической помощи г. Минск, ул. Чюрлёниса, 3

e-mail: rcpp@bspu.by

«телефон доверия»

+37517 300-1006

Государственное учреждение образования «Вилейский районный социально-педагогический центр»

Уважаемые родители

(законные представители)!

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, например, необходимо пройти лечение, сделать ремонт и др., и в это время   не на кого оставить детей, тогда Вы можете по заявлению (до 1 месяца) поместить их в структурное подразделение «Детский социальный приют».

Для  несовершеннолетних  признанных находящимися в социально опасном положении  проживание бесплатно.

«телефон доверия»

2-43-54

Время работы

Понедельник – среда

с 10:00 – 13:00

Наш адрес: Вилейский район, аг. Шиловичи

ул. Комсомольская, д.4

Звонок анонимный, бесплатный.

Вас выслушают и помогут квалифицированные специалисты.

Круглосуточная прямая линия Министерства внутренних дел по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей

8-017 239-40-01

Республиканская детская телефонная линия помощи

8-801-100-16-11

Экстренная психологическая помощь

УЗ «Минский областной клинический центр»

Психиатрия-наркология

8-017-270-24-01 (городская)

8-029-899-04-01 (МТС)

ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

«телефон доверия»

2-43-54

Время работы

Понедельник – среда

с 10:00 – 13:00

ЕСЛИ ТЕБЕ СЛОЖНО – ПРОСТО ПОЗВОНИ!

свернуть

Профилактика суицидального поведения

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения

 

Рекомендации родителям

по профилактике суицидального поведения

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия (насилие может быть психологическим); родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причины суицидального поведения:

Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они заживут в мире и согласии.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.

Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптеке, подоконник в вашей - все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Признаки суицидального поведения:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  1. Словесные признаки.
  2. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  3. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  4. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  5. Много шутить на тему самоубийства.
  6. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки:
  7. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
  8. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия;
  • замкнуться от семьи и друзей и т.д.
  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  2. Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье - в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Как предотвратить трагедию? При исследовании множества подростковых самоубийств - специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это - подчеркнутое равнодушие.

Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: "Я не хочу с вами жить!"

Самое главное - покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Доступность детям интернет-пространства, также таит в себе угрозы. Например, тема интернет-самоубийств широко обсуждается во всём мире. Большое количество сайтов предлагают своим посетителям информацию о "добровольном уходе из жизни" активно подталкивая к самоубийству. Специалисты отмечают, что подобная реклама во многих случаях приводит к трагическим последствиям, так как в основном в чатах и на сайтах данной тематики ищут общения молодые люди, которые имеют серьёзные личностные проблемы.

Например, давно известно, что человек в стрессе, испытывающий острое чувство душевной боли и отчаяния или находящийся в изменённом состоянии сознания под воздействием психоактивных веществ легко внушаем, и поддаётся на уговоры, которые к тому же обещают избавление от боли и уход от проблем, снимают ответственность за происходящее в жизни. Посетители суицидальных чатов и интернет-клубов самоубийц знакомятся, обсуждают свои проблемы (которые склонны преувеличивать, особенно в подростковом возрасте), делятся своими намерениями и согласовывают свои действия. В результате деятельности этих социальных сетей существует опасность бесконтрольного саморазрушительного поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

  • Не подозревать дурного;
  • Не высмеивать;
  • Не выслеживать;
  • Не выспрашивать;
  • Не подшучивать;
  • Не принуждать к ответственности;
  • Не контролировать интимный опыт общения;
  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
  • Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
  • Давать право на собственный опыт;

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ В семье:

  • Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
  • Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
  • Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
  • Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;
  • Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
  • Избегать ортодоксальных суждений;
  • Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

- Используйте наказание лишь в крайних случаях.

- Не унижайте ребенка, наказывая его.

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»

- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае - это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

  • К стремлению «уйти в себя»;
  • К изолированности;
  • К отчуждению во взаимоотношениях;
  • К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
  • К повышению нервно-психической напряженности;
  • К снижению активности;
  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
  • Обидно, когда тебе не доверяют;
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
  • Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
  • Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Настраивайте своих детей на удачу!

Есть множество вещей, что, так или иначе,

Важны для нас и очень хороши

Их всем желаю от души:

Любви, здоровья и удачи!

свернуть

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

 

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

свернуть

Детскому суициду НЕТ!

Приемы предупреждения суицидов

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

Что такое самооценка и почему она бывает низкой?

 

Педагог-психолог предлагает

 Что такое самооценка и почему она бывает низкой?

 Самооценка человека — это некий образ, который возникает в его подсознании, когда он о себе думает. Каждый человек сам создает оценку себя на протяжении всей жизни от рождения и до старости. Он сам создает себе образ самого себя, поэтому именно он в силах повысить или понизить самооценку.

Завышенная самооценка встречается гораздо реже, чем пониженная. Это объясняется тем, что человеку свойственно принимать хорошее и позитивное как данность, а на плохом и негативном надолго концентрировать внимание. Тем самым ухудшая свой образ и занижая себе оценку.

Дети подросткового возраста весьма уязвимая часть населения в плане формирования адекватной самооценки. Это происходит в связи с тем, что сейчас ребенок проходит заключительные этапы формирования личности, он определяет свое место в мире и отношение к этому миру, у него складываются жизненные позиции и вырисовываются стереотипы поведения.

Причиной заниженной самооценки у подростка становится воспитание. Родители, воспитатели и учителя закладывают базу для положительной оценки себя. Если ребенку с младенчества говорят о том, что он ни на что не годен, то в подростковом возрасте это выразится в низкой оценке себя и не возможности принимать решения и быть полноценной личностью.

Как понять, занижена ли самооценка?

К сожалению, далеко не всегда родители понимают, что самооценка их сына или дочки занижена – очень часто подростки все свои переживания тщательно скрывают. А ведь для того чтобы помочь ребенку, необходимо сначала понять, существует ли сама проблема. Внимательным родителям и говорить ничего не нужно – они сами обо всем догадаются. Чтобы облегчить задачу, мы предлагаем вам ряд вопросов, которые помогут прояснить ситуацию. Чем на большее количество вопросов вы дадите положительный ответ, тем острее проблема.

  1. Ваш ребенок крайне неохотно идет на контакт со сверстниками, опасаясь быть высмеянным?
  2. Подросток достаточно тревожный и часто поддается панике?
  3. Ребенок отказывается пробовать что-то новое для себя, потому что заранее уверен в неудаче?
  4. Если у него получилось что-то сделать хорошо, ребенок считает, что это случайная удача?
  5. Ваш ребенок зависит от мнения окружающих?
  6. Есть у вашего ребенка пример для подражания среди сверстников?
  7. Ребенок избегает пристального внимания на семейных праздниках?
  8. Подросток отказывается участвовать в школьных мероприятиях?
  9. Прогулке с друзьями ребенок предпочтет вечер в своей комнате?
  10. Ребенок никогда или крайне редко и неохотно делится с вами своими успехами, мыслями, тревогами и переживаниями?

Конечно же, один – два положительных ответа могут быть случайным совпадением, поэтому тревогу поднимать рано – просто понаблюдайте за чадом. А вот если положительных ответов три и более – подростку требуется помощь взрослых. Причем если родители вовремя не отреагируют и не скорректируют ситуацию, появится необходимость в профессиональной помощи детского психолога.

Рекомендации педагога-психолога

родителям детей с низкой самооценкой:

«Чего делать ни в коем случае нельзя?»

Очень часто взрослые, обнаружив низкую самооценку, пытаются найти ответ на два известных вопроса – кто виноват и что делать? И мало кому в голову приходит, что в первую очередь в заниженной самооценке ребенка виноваты в первую очередь родители. Необдуманное слово, необоснованное наказание, невинная на ваш взгляд шутка – все это может стать началом серьезных проблем.

Поэтому внимательно изучите то, чего делать ни в коем случае нельзя и хорошо запомните. Очень высока вероятность, что эти нежелательные элементы “воспитания” в той или иной степени присущи и вам. Итак:

Не критикуйте ребенка

Критика, конечно, необходима. Но критика исключительно конструктивная! Ни в коем случае не переходите на личность ребенка, даже если он очень сильно вас разозлил. Например, подросток в очередной раз вас ослушался. Чаще все он слышит высказывание ” ты невыносим!”. Замените это высказывание на иное – “твое поведение стало невыносимо”. То есть критика должна быть направлена на нежелательные действия подростка, но не на его личность!

Не скупитесь на похвалу

К сожалению, все мы скоры на расправу, особенно если речь идет о ребенка. А вот похвалы от родителей дождаться не так уж и просто. И очень зря – если вы не будете регулярно хвалить своего ребенка, его самооценка вряд ли будет достаточно высокой. Конечно же, за вымытую за собой тарелку хвалить каждый раз – это перебор. А вот если вы хотя бы раз в неделю отметите, какой у вас помощник, ребенок это обязательно оценит.

Не акцентируйте внимание на недостатках внешности

В подростковом возрасте отношение к своей внешности наиболее критическое. Родители должны быть особо тактичными, когда дело касается внешнего вида подростка. Никакой критики и даже замечаний в шутливой форме – даже если повод имеется. Максимум – очень тактичное замечание, а еще лучше совет.

Не сравнивайте своего ребенка

Очень большая ошибка, которую часто допускают родители – это сравнение своего ребенка с его сверстниками. Особенно если это сравнение далеко не в пользу ребенка. Например, неправильно ребенку, который принес очередную тройку, приводить в пример его одноклассника, который получает одни отличные отметки.

Как можно помочь ребенку?

Итак, мы разобрались с тем, как понять, что у подростка заниженная самооценка и как не усугубить ситуацию. Давайте теперь поймем, как эту самую самооценку подростка повысить. На самом деле это не такая уж сложная задача – по крайней мере, для родителей. Очень часто папа с мамой сетуют, что их подросшее чадо очень отдалилось и замкнулось в себе. Взрослым кажется, что они для подростка теряют былой авторитет. Однако на самом деле это не так! Ребенок все еще очень сильно зависит от вашего мнения, поэтому все в ваших руках.

Следите за внешним видом ребенка

Безупречный внешний вид подростка – это очень важный вопрос, который родители должны держать под контролем. Своевременная стрижка, для девушек – маникюр, модная одежда – да, все это требует немало затрат, но экономить на этом не стоит. Дети – существа жестокие, особенно в подростковом возрасте. Поэтому сэкономленные на джинсах или кофте деньги могут оказаться ценой за душевное спокойствие сына и дочери. Хотя, разумеется, это не значит, что вы должны потакать абсолютно всем капризам и покупать вещи из последней коллекции модельеров мирового имени – все должно быть разумно и в меру.

Кстати говоря, о стиле одежды – обязательно прислушивайтесь к своему ребенку. Ваши представления о подростковой моде могут очень сильно отличаться от действительности. Позвольте подростку самостоятельно делать выбор вещей. В крайнем случае, слегка подкорректируйте этот выбор – аккуратно и ненавязчиво. Поверьте – если вы сделаете все правильно, повышение самооценки ребенка не заставит себя ждать.

Помогите подростку добиться чего-либо

Хотите повысить самооценку своего ребенка? Помогите ему найти повод для гордости, ведь он наверняка есть, просто подросток его не видит. Быть может, ваш сын увлекается игрой на гитаре? Купите ему хороший инструмент и дайте денег на личного учителя. Дочка увлекается фотографией? Подарите ей хороший фотоаппарат и поддержите ее начинания. Многие подростки пишут стихи – напечатайте сборник! Пусть он будет всего в 10 экземплярах, но он будет! Дочка любит готовить? Прекрасно, предложите ей пригласить друзей и устроить вечеринку. В любом ребенка есть искра, главное – разглядеть ее.

Если вам это удастся, очень скоро ребенок заслужит признание и среди сверстников. А вряд ли что-то сможет повысить самооценку лучше, чем это. Да и кто знает, как повернется жизнь? Возможно, это подростковое увлечение станет делом всей жизни вашего ребенка?

Учите ребенка говорить “нет”

Очень многие люди даже и не догадываются, что самооценку можно повысить сразу на несколько пунктов, если научиться говорить “нет”. Это справедливо и в отношении подростка – если он не может никому ни в чем отказать, он будет чувствовать себя ведомым, что никак не способствует высокому мнению о себе.

Кстати говоря, практически никто из людей, у которых занижена самооценка, не умеет отказывать. Он полагает, что помогая окружающим, он становится более значимым для них. На самом же еле это, увы, не так – люди просто бессовестно используют такого “друга-товарища”. Но уважения у них не добавляется. Более того – очень скоро люди начинают воспринимать эту помощь как должное и попросту наглеют. В результате самооценка подростка падает еще ниже. Поэтому, уважаемые родители, учите своих детей уважать себя и отказывать, если их пытаются эксплуатировать.

Материальная сторона вопроса

Не хлебом единым жив человек. Всем нам с детства внушали, что материальные блага – далеко не самое главное в жизни. Однако современная реальность диктует свои правила. Выше мы уже говорили, что нельзя экономить на гардеробе ребенка. Однако помимо одежды у современного ребенка есть и другие потребности.

Например, мобильный телефон, плеер, компьютер, в конце концов. Во-первых, все эти вещи действительно необходимы для нормальной жизни подростка. А во-вторых, это еще и вопрос престижа – ребенка, у которого нет всего этого, скорее всего очень быстро сверстники задразнят. Уж поверьте, ни о какой самооценке в данном случае не может быть и речи.

Сами уважайте ребенка

Все вышеперечисленные способы повысить самооценку подростка, безусловно, эффективны. Но все они будут совершенно бесполезными, если вы сами своего ребенка не будете уважать. Милые мамы и папы! Для начала поймите одну очень важную вещь – ваш вчерашний малыш сегодня уже вполне взрослый человек. Взрослая личность, со своими желаниями, мнениями и потенциалом, пусть еще и не до конца реализовавшаяся.

И эту личность вы должны уважать, принимать всерьез и считаться с ее мнением. О том, что вы не должны ни при каких обстоятельства позволять себе унижать ребенка, мы уже говорили. Но помимо этого важно дать понять ребенку, что вы считаете его равным себе. На семейных советах всегда учитывайте мнение ребенка, периодически интересуйтесь его мнением по поводу того или иного вопроса. И, что самое главное, время от времени поступайте так, как советует ребенок – даже если это не всегда правильно. Главное, что ребенок увидит подтверждение своей значимости.

Если вы будете соблюдать все рекомендации, у вас обязательно получится повысить самооценку ребенка. Конечно же, это произойдет не за один день, но терпение и труд все перетрут. Если же через два-три месяца вы не заметите улучшения ситуации, стоит обратиться к детскому психологу. Причем это не значит, что вы должны вести ребенка на прием под конвоем – очень часто бывает достаточно разговора родителей с психологом, который точно знает, как повысить самооценку подростка.

Как повысить самооценку ребенка?

Вы замечали, что некоторые детки обладают просто удивительной способностью общаться со всеми окружающими – сверстниками, подростками, взрослыми? Такие детки счастливые и веселые, они всегда находятся в хорошем настроении и притягивают к себе внимание всех без исключения окружающих. А некоторые – угрюмые одиночки, с которыми и поговорить-то не о чем. Это грустное зрелище. Но это означает только одно – у такого угрюмого человечка пониженная самооценка и в этом виноваты исключительно родители. Ведь семья – это основа будущего характера и нрава ребенка. Именно мама с папой формируют внутреннюю оценку малыша своему поведению, умению и даже уму.

Как распознать, что у ребенка пониженная самооценка?

Вероятность, что понижение самооценки у ребенка происходит независимо от влияния родителей, велика. То есть, мама с папой, сами того не замечая, искусственно приводят малыша к решению: «Я не такой, как все». Чтобы выявить эту проблему, психологи советуют, прежде всего, поговорить с малышом.

Сначала прислушайтесь к тому, что ребенок говорит сам о себе. Если в его наборе фраз для характеристики присутствуют «ленивая», «жадная», «неумеха», «некрасивая», «глупая», то пора бить тревогу. Такие детки считают, что просто не имеют право на ошибку – в противном случае, ими будут недовольны. Если малыш постоянно спрашивает о правильности своих действий (даже банального умывания), то поинтересуйтесь – зачем он это делает? Наверняка, малыш насупится и ответит: «не знаю».

Каждое движение ребенка неуверенное. Вы просто обратите внимание на то, как малыш откликается на вашу просьбу, например, помыть сапожки. Он будет это делать медленно и весьма странно: руки дрожат, много суетливых движений. Это тоже признак низкой самооценки ребенка – таким образом, малыш старается не допустить ошибки в исполнении просьбы.

Очень часто такое состояние заходит слишком далеко, и тогда из ребенка с пониженной самооценкой вырастает неуверенный в себе неудачник. Такие люди:

  • Всегда являются объектом насмешек, ухмылок и измывательств;
  • Обычно одиноки – ни друзей, ни подруг, ни просто хороших знакомых;
  • Не принимают собственных самостоятельных решений и готовы следовать за любым человеком;
  • При накоплении неудач, человек может совсем сникнуть и «удариться во все тяжкие» – алкоголизм, наркомания, воровство.

Страх, одиночество и сплошные неудачи – это постоянные спутники людей с пониженной самооценкой. Вряд ли кто-то из родителей мечтает видеть таким своего ребенка. Надо принимать меры сразу же, как только замечены первые признаки возникновения таких проблем. И ни в коем случае ни в чем не упрекать ребенка – от ваших упреков самооценка уж точно не повышается

Что делать?

Прежде всего, относитесь к своему ребенку, как к личности, сформировавшемуся человеку. Если вы что-то там себе придумываете, то это не значит, что ваш малыш думает так же, как и вы. Яркий пример: Ребенок говорит: «Я пойду гулять». Что он подразумевает под этим, о чем думает? Да все просто: «Я устал и хочу просто проветрить мозги, немного побегать с друзьями и пообщаться вот с той девочкой из соседнего подъезда». А что думает мать – он лентяй, не хочет мне помогать и думает только о гульках! Отсюда идут запреты, слезы, обиды и скандалы. Взаимопонимание ухудшается, и ребенок сразу ощущает себя каким-то рабом, которого просто не выпускают погулять.

Разговаривать со своим чадом надо только «на равных», иначе он так и не станет самостоятельной личностью. Сами убедитесь в этом – попробуйте вести себя как с взрослым родственником. Сразу же увидите ответную реакцию – ребенок начнет осознавать свою значимость, он будет более откровенным и перестанет воспринимать советы родителей, как излишнюю опеку.

Постарайтесь хвалить его за все. Даже если что-то получилось неправильно, ваш малыш заслуживает похвалы только за то, что отважился сделать полезное дело. Обязательно мягко и аккуратно покажите ребенку, как сделать все правильно – только именно ненавязчиво и не с претензиями. «Добро всегда побеждает зло» – это не сказка, а реальность.

Ищите подход к своему ребенку. Все дети разные – они ведь индивидуальности! Естественно, то, что хорошо для воспитания одного может совсем не подойти для другого. Можно попробовать разные варианты, но самый действенный – это диалог в форме «вопрос-ответ». Причем, ответ должен дать именно ребенок. А ведь часто бывает и такой диалог:

-Как ты мог разбить чашку? -Ты же неумеха и обалдуй – ничего нормально сделать не можешь!

Вы думаете, именно это собирался сказать ребенок? Вряд ли! А вы, решив все за него, поставили его на место – маленький, ничего не значащий член семьи. Это грубейшая ошибка многих родителей, потом мама с папой сами удивляются, когда слышат такие рассказы из уст ребенка.

Обязательно создайте малышу его собственный мирок. В идеале это должна быть отдельная комната с низкими полочками, большим зеркалом и личными вещами. Если это физически невозможно осуществить, то хотя бы отделите уголок в комнате ширмой – пусть хоть минимум личного пространства у него все-таки будет. Это приучит его к самостоятельности: низкие полочки позволят вам привлекать ребенка к уборке, зеркало научит его следить за своим внешним видом. Такие мелочи составляют основу формирования дисциплинированного и ответственного человека.

Постоянно подчеркивайте ребенку, что полностью ему доверяете. Это очень сильно подстегивает к свершению обдуманных поступков. И, между прочим, дети, к которым относятся с уважением и доверием гораздо реже превращаются в алкоголиков, наркоманов и преступников – им просто непонятно, как можно подвести своих родных. Не надо постоянно подсказывать и контролировать его действия. Надо обязательно рассказать о возможных негативных пристрастиях и уточнить: «Ты взрослый человек и должен сам все понимать. Мы тебе доверяем»

Кстати, повысить самооценку ребенка тоже можно таким методом – постарайтесь ему больше доверять и сами не заметите, как малыш начнет преображаться.

Как найти подход к своему ребенку?

Да, тяжело быть родителем. Таким, чтобы и спокойный был, и уравновешенный, и справедливый, и добрый, и мудрый. Никто и не обещал легких путей, вам предстоит воспитать человека, и именно от мамы с папой зависит все.

Прежде всего, запомните – родители являются эталоном для ребенка. Если мама сказала, что сын неумеха – значит, так и есть. Если дочка вдруг стала лентяйкой, то задумайтесь, не называли ли вы ее так? Дети, как губки, впитывают абсолютно всю информацию, и не думайте, что после вчерашнего наказания в голове у чада ничего не происходит. Совсем наоборот! Он думает, переживает, сомневается и принимает одно верное (как кажется ему) решение: как мама говорит, так и есть.

Психологи часто советуют родителям разговаривать с малышом в ласкательной форме. Совсем необязательно 15-летнего подростка называть уменьшительно-ласковым прозвищем из детства, но вот в маленьком возрасте это очень полезно. Даже в этих словах малыш будет чувствовать добро, любовь и внимание. Сами посудите: Дмитрий – Димочка, Владислав – Владюша, Николай – Коленька. Вам же и самим приятно, когда близкие люди обращаются к вам уменьшительными именами.

Никогда не ругайте своего ребенка в присутствии других людей и детей. Даже если это бабушки или дяди, соседи или племянники. Ни в коем случае нельзя унижать малыша! А поучения и наказания в присутствии посторонних – это самое настоящее унижение. Вы просто не представляете, сколько людей вспоминает этот свой детский «позор» всю жизнь.

Именно с этого момента могут начаться проблемы с взаимопониманием. Еще один момент: если вы нашли у подростка дневник с личными записями, то никогда и ни при каких обстоятельствах не упоминайте об этом. Вы можете прочитать – там ведь будут сокровенные мысли вашего дитяти (мало ли, что там происходит в его жизни), но цитировать строчки, ругать его за что-то или рекламировать сие произведение перед отцом, бабушкой или подругой ни в коем случае нельзя.

Чаще гуляйте со своим ребенком и играйте с ним в игры. Не стоит заменять общение компьютерными играми – это не самое лучшее увлечение. А вот поиграть в кубики, сделать аппликацию, смастерить какую-то поделку будет очень полезно! В конце концов, разукрасьте какую-то картинку – это очень нужно и вам, и малышу.

Будьте добры к своему ребенку. Никакие неприятности и проблемы не должны отображаться на отношении к нему – помните, что как раз он совсем тут не причем. Свои обиды и злость выплескивайте на чем угодно, только не на нем. Лучше пройдитесь по улице, приведите свои мысли в порядок и успокойтесь. Или попросите ребенка выйти из комнаты на несколько минут, скажите, что у вас болит голова и хотите отдохнуть. Найдите любой вариант, но к общению со своим самым родным человеком приступайте только в хорошем расположении духа.

Ничего страшного не будет, если вы извинитесь перед ребенком за свою ошибку. Ведь и взрослые могут поступать неверно. И если вы накричали незаслуженно, просто «сорвались», то не стыдитесь этого. Просто поговорите с ним и попытайтесь объяснить ситуацию. Обязательно попросите прощения – искренне, с обниманием и, возможно, даже слезами. Ребенок все поймет и простит, зато вы будете с ним близки. Он будет чувствовать, что не безразличен вам. А разве не это самое главное для наших детей?

Мини-консультация «Как повысить самооценку подростка?»

Подростковый возраст – это переломный момент в жизни человека. В этот период происходит становление личности, вырисовывается отношение к себе и к миру, формируются основные жизненные принципы и стереотипы. Заниженная самооценка у подростков может стать причиной неудовлетворенности собой, отсутствия уважения к себе, попыткам добиться признания и любви крайними, иногда опасными способами. В этой статье мы поговорим об особенностях формирования самооценки подростков, способах ее коррекции, в частности о том, как поднять самооценку подростку.

Коррекция самооценки подростков

Если ваш веселый и жизнерадостный сын вдруг замкнулся в себе, или дочь, раньше активная и компанейская, вдруг стала избегать компаний, стала замкнутой и грустной, возможно, все дело в непостоянстве самооценки подростков. Пониженная самооценка может выражаться и по-другому: излишней агрессивностью, показной веселостью, бравадой, вызывающим стилем одежды и поведения и т.д. В любом случае, низкая самооценка – преграда для полной самореализации человека. Подростки с пониженной самооценкой легче подпадают под негативное влияние, а значит, подвергаются опасности. Долг родителей – помочь ребенку справится с психологическими проблемами и жить полной, счастливой жизнью.

Но как бы вам ни хотелось помочь своему ребенку, не переусердствуйте. Излишние, чрезмерные восторги и слишком слащавая похвала не помогут, а наоборот, усугубят ситуацию. Подростки очень тонко чувствуют фальшь, поэтому не стоит перегибать палку. Гораздо важнее обратить внимание на свои методы критики. Старайтесь, чтобы негативные высказывания были направлены не на личность подростка, а на его поведение, поступки или ошибки, то есть на то, что можно исправить. Не говорите «я недовольна тобой», скажите лучше: «я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения.

Повышение самооценки у подростков невозможно без уважения. По возможности советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением и всегда берите его в расчет. Не пренебрегайте советами подростка, прислушивайтесь к ним. Особенно важно это делать в вопросах, которые касаются самого ребенка. Поверьте, ваше невнимание к его советам и пожеланиям глубоко ранит и обижает вашего ребенка. Очень важно соблюдать «границы приватности». Оставьте подростку «личную территорию», причем не только в сугубо физическом смысле, но и в духовном. Вы не можете строго регламентировать жизнь своих детей – друзей, увлечения, походы и развлечения, собственный стиль и пристрастия в музыке, фотографии, живописи и т.д. ребенок имеет право (и должен) выбирать сам.

Итак, мы выделили три основных условия формирования адекватной самооценки

  1. Конструктивная критика и заслуженная похвала.
  2. Уважение и внимание.

Личная:

  1. Территория.

Практические советы родителям

  • любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
  • дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
  • интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
  • определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
  • найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
  • доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.

Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.

свернуть

Родителям о подростковом суициде