Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Вязынская средняя школа»
НАРМАТЫЎНАЕ ПРАВАВОЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ АТЭСТАЦЫІ
На основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2017 года № 15-51/6952/дс Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» информирует: Квалификационные требования к должностям специалистов занятых в образовании предусмотрены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53. Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения). В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам. Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям: соответствие полученного образования квалификационным требованиям; наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией); усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством. С целью унификации квалификационных требований к должностям педагогических работников постановлением 2 Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 в ЕКСД внесены изменения (вступает в силу 01.11.2017). В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности». Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям как: директор (начальник, заведующий), директор (заведующий) филиала, заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования, заведующий отделением, заведующий ресурсным центром, заведующий учебно-консультационным пунктом, заведующий учебно-методическим кабинетом, заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-производственной работе, производственному обучению, заместитель директора по работе с иностранными обучающимися, заместитель директора по режиму, начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью, начальник учебно-методического управления (части, отдела), воспитатель, методист, педагог-организатор, преподаватель, учитель следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»; мастер производственного обучения, старший мастер – высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»; 3 педагог-психолог – высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагогпсихолог»; педагог социальный – высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»; аккомпаниатор, музыкальный руководитель – высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством. Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории, в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.
ВЫВУЧАЕМ ІНСТРУКЦЫЮ АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫІ ПЕДАГАГІЧНЫХ РАБОТНІКАЎ
Рашэнне аб допуску ці адмове да допуску педагагічнага работніка да атэстацыі прымаецца на чарговым пасяджэнні атэстацыйнай камісіі. Дадзенае рашэнне з’яўляецца падставай да выдання загада аб правядзенні атэстацыі, змест якога ўказаны ў пункце 22 дадзенай Інструкцыі.
адпаведнасць атрыманай адукацыі квалiфiкацыйным патрабаванням;
наяўнасць стажу працы (акрамя выпадкаў, якія прадугледжаны часткамі трэцяй–пятай і сёмай пункта 19, пунктамі 20 і 201 дадзенай Інструкцыі) у адпаведнасці з часткамі першай, другой и шостай пункта 19 дадзенай Інструкцыі;
засваенне зместу адукацыйнай праграмы павышэння кваліфікацыі кіраўніцкіх работнікаў і спецыялістаў, акрамя выпадкаў, якія прадугледжаны часткамі трэцяй–шостай пункта 19 дадзенай Інструкцыі, у тэрміны, прадугледжаныя заканадаўствам.
Абавязковымі ўмовамі допуску для педагагічных работнікаў, якія прэтэндуюць на прысваенне кваліфікацыйнай катэгорыі «настаўнік-метадыст», акрамя пералічаных у абзацах другім–чацвёртым часткі першай дадзенага пункта, з’яўляецца наяўнасць аўтарскай методыкі выкладання вучэбнага прадмета або ўласнага вопыту, які абагульнены і выкарыстоўваецца іншымі настаўнікамі ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі, публікацый у навукова-метадычных і іншых выданнях аб вопыце прымянення сучасных адукацыйных, выхаваўчых і інфармацыйных тэхналогій, выкарыстання эфектыўных педагагічных формаў, метадаў і сродкаў навучання.
Майстры вытворчага навучання ўстаноў адукацыі дапускаюцца да атэстацыі з улікам стажу працы, які вызначаны квалiфiкацыйнымі патрабаваннямі.
Асобы, якiя атрымалi дыплом аб сярэдняй спецыяльнай адукацыi з адзнакай, дыплом аб вышэйшай адукацыi з адзнакай, дыплом магістра ці дыплом даследчыка, дапускаюцца да атэстацыi на прысваенне другой квалiфiкацыйнай катэгорыі без уліку стажу працы на пасадзе, па якой яны праходзяць атэстацыю.
Педагагічныя работнікі, якія прыняты з пасады прафесарска-выкладчыцкага складу і маюць стаж працы на гэтай пасадзе не менш чым два гады, дапускаюцца да атэстацыi на прысваенне другой квалiфiкацыйнай катэгорыі без уліку стажу працы на пасадзе, па якой яны праходзяць атэстацыю.
Педагагічныя работнікі, якія прыняты з пасады прафесарска-выкладчыцкага складу і маюць стаж працы на гэтай пасадзе не менш чым чатыры гады, дапускаюцца да атэстацыi на прысваенне першай квалiфiкацыйнай катэгорыі без уліку стажу працы на пасадзе, па якой яны праходзяць атэстацыю.
Асобы, якія маюць вучоную ступень і (цi) вучонае званне, дапускаюцца да атэстацыi на прысваенне першай квалiфiкацыйнай катэгорыі пры наяўнасцi стажу працы адзін год, а вышэйшай квалiфiкацыйнай катэгорыі – адзін год з дня прысваення першай квалiфiкацыйнай катэгорыi. Пры гэтым прэтэндаваць на першую кваліфікацыйную катэгорыю яны могуць без прысваення другой квалiфiкацыйнай катэгорыі.
Педагагічныя работнікі, якім кваліфікацыйная катэгорыя прысвоена ў замежных краінах, дапускаюцца да атэстацыi на прысваенне той жа квалiфiкацыйнай катэгорыі без уліку стажу працы на пасадзе, па якой яны праходзяць атэстацыю.
У стаж працы, які вызначаны ў частках першай, другой і чацвёртай–шостай дадзенага пункта, не ўлічваецца перыяд знаходжання педагагічнага работніка ў адпачынку па догляду за дзіцём да дасягнення ім узросту трох гадоў.
У ДАПАМОГУ ПЕДАГАГІЧНЫМ РАБОТНІКАМ ДА АТЭСТАЦЫІ
Склад атэстацыйнай камісіі :
Старшыня атэстацыйнай камісіі- Судніковіч С.В.
Намеснік старшыні атэстацыйнай камісіі – Тарасевіч М.А.
Сакратар атэстацыйнай камісіі- Хаміцэвіч А.У.
Члены атэстацыйнай камісіі:
Галубоўская Н.А.
Грыпініч А.У.
Сухая С.І.
Пуцэйка І.І.
З праграмай і формамі кваліфікацыйнага экзамена на вышэйшую катэгорыю можна азнаеміцца на сайтах наступных устаноў адукацыі , якія маюць права правядзення кваліфікацыйнага экзамена
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»http://groiro.by/208-kvalifikacionnyy-ekzamen.html
ГУО «Академия последипломного образования» http://academy.edu.by/component/content/article/508-2012-11-05-12-57-15.html;
ГУО «Белорусский государственный университет физической культуры» http://ippkbgufk.edu.by/main.aspx?guid=12411.
Цель:
Задачи:
Требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку:
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Стиль урока:
Организация познавательной деятельности учащихся:
Организованность учащихся:
Учет возрастных особенностей учащихся:
Гигиенические требования к уроку:
Требования к технике проведения урока:
Достоинства и недостатки современного урока
Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.
Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.
Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?
Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:
Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.
А. Анализ цели урока
Вопросы для анализа:
1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) программных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня 'знаний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможностей самого учителя; ж) прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
Б. Анализ структуры и организации урока
Вопросы для анализа:
1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. ,
4.Рациональность использования оборудования кабинета.
5.Научная организация труда учителя и учащихся.
6.Организация начала и конца урока.
7.Оптимальный темп ведения урока.
8.Наличие плана и степень его выполнения.
В. Анализ содержания урока
Вопросы для анализа:
1.Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
2.Логичность изложения.
3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
5.Выделение ведущих идей поданной теме.
6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
Г. Анализ методики проведении урока (деятельность учителя)
Вопросы для анализа:
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя; д) учебно-материальной базы.
2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
5.Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).
8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
Д. Анализ работы учащихся на уроке
Вопросы для анализа:
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме или к уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5.Наличие навыков самоконтроля.
6.Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений.
9.Реакция на оценку учителя.
Е. Анализ домашнего задания
Вопросы для анализа:
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
3.Объем домашнего задания (чем определяется).
4.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп- ляющий, развивающий, дифференцированный).
5.Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7.Методика задания на дом, инструктаж.
8.Предполагаемая отдача от заданного материала на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»
Ж. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Вопросы для анализа:
1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
2.Соответствие мебели возрасту учащихся.
3.Уровень освещенности, чистота помещения.
4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
З. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
Вопросы для анализа:
1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо/ь: его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах уро ка, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости,; случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольно-? го и непроизвольного внимания.
3.Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной). Организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4.Развитие мышления учащихся, создание проблемных ситуаций. Использование заданий для формирования параметров мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование. Создание условий для развития творческого мышления.
5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
9.Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:
1.Оценка самоанализа урока учителем.
2.Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
3.Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
4.Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
5.Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.
6.Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «листок посещений».
Анкета для выявления уровня методической подготовленности учителей
Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога
Анкета. Оценка деятельности учителя. Для учащихся
Анкета. Самооценка профессиональной деятельности учителя
Диагностика изучения профессиональной деятельности учителя на уроке
Диагностика личностных качеств учителя
Диагностика профессиональной подготовки учителя
Диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности
Диагностика сформированности профессиональных знаний и умений
Диагностика характера педагогического общения
Диагностирование и оценка профессиональной деятельности педагога
Диагностическая карта учителя к итогам года
Оценка возможностей для профессионально-личностного роста в школе
Предлагаем ознакомиться с информацией интернет-ресурсов: